Ксения Олеговна сразу задала неформально-доверительный тон разговору, рассказала о себе, подчеркнула, что не экскурсовод, а только учится, и поделилась своими впечатлениями от фоторабот. «На мой взгляд – это в какой-то степени хулиганская выставка», – такое неожиданное заявление министра в начале встречи сразу заставило заострить восприятие.
Перед входом в зрительный зал на центральном месте огромная фотография, в центре которой – собака, повернувшаяся спиной к зрителям. До них ей дела нет, зато она завороженно смотрит на картину, до которой нет дела фотографу. Объект изучения собаки размыт, ему важно ее напряженно-вдумчивое восприятие.
В этом, наверное, заключается «хулиганство» автора фотографий – сместить акценты. То, что принято считать важным, проигнорировать. Зато восхититься проходным моментом, в котором так много смыслов открывается. Сам фотограф-любитель Виктор Христенко, видный государственный и общественный деятель, признается, что часто в деловых командировках по разным городам и странам сбегал от службы протокола и иногда от охраны, чтобы «оказаться в гуще событий». И чтобы подглядеть за разными людьми, местами, поймать на камеру, с которой дружит с детства, ракурс, выражение, эмоцию.
«Когда я в первый раз пришла на эту выставку, мне захотелось остаться здесь одной, чтобы медленно пройти от фотографии к фотографии, не спеша всмотреться, прислушаться, о чем она, – говорит Ксения Глинка. – И сегодня я хочу поделиться своими эмоциями, чувствами, и узнать про ваши. Мы с вами пришли не просто погулять по выставке, а воспринять ее. Это работа. «Душа обязана трудиться». Автор нам представляет свое видение, свою мысль, а у каждого из нас свой взгляд. Он зависит от того, что мы накопили, что у нас есть внутри».
Способствует обострению восприятия и само новое выставочное пространство. Ксения Глинка обратила внимание, как родной знакомый театр преобразился. На выставке представлены работы из нескольких серий: «+/- 90», «Люди», «Город», «Променад». Каждая – в своей особой зоне со своим колоритом. Пространство решено креативно, неожиданно открывает работы, подчеркивает смыслы. Серия «+/- 90» – лица людей, проживших долгую сложную жизнь (истории некоторых представлены тут же). Внутри колонного зала они размещены по кругу, внизу огороженному импровизированным дощатым забором, вдоль которого расставлены разнокалиберные, потертые старенькие стулья (кто только на них ни сидел за их долгое существование), в центре – круглый стол, покрытый вышитой белой скатертью, с самоваром и чайным сервизом. Здесь – домашнее уютное пространство, объединяющее этих удивительных людей, живущих полной жизнью и сейчас. А за забором – совсем другая атмосфера: шумят города, тысячи человек смотрят корриду (огромное полотно, на котором детально видны лица, такие разные).
Ксения Глинка вместе с молодыми посетителями выставки всматривалась в кадры, призывая каждого найти в них свое, поделиться впечатлениями. «Каждое лицо – основа для повести, целая история, отношения», – размышляла Ксения Олеговна.
«Вся Тверь» тоже присоединилась к сбору впечатлений.
Мухина Дарья, студентка Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова, 4 курс: «Мне очень понравилась выставка, эмоции, которые она дарит. Она показывает, как живут обычные люди. Фотограф не специально выстраивает героев в кадре, а чувствует момент. Идея серии «+/- 90» – представить людей старшего поколения. Мы видим, как у них горят глаза. У них еще девяносто лет впереди».
Семенова Анастасия, студентка Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова, 4 курс: «Очень впечатлили живые фотографии и живой формат их представления министром. Было интересно поучаствовать в разговоре, в обсуждении, подумать. Если выделять, что наиболее привлекло внимание, наверное, серия «Город». На первый взгляд – немного неловкие, смешные сюжеты. Везде кипит жизнь. Места, во многом не похожие на наши. И в тоже время, если походить по тверским улицам, всмотреться – те же люди, эмоции».
«Вся Тверь» уже подробно писала об открытии фотовыставки Виктора Христенко «Я так вижу» в музее Лизы Чайкиной, в Тверском академическом театре драмы, а также про экскурсию, проведенную министром культуры Тверской области Ксенией Глинка.
Вход свободный.
Возрастное ограничение: 6+.
Татьяна Иванченко. Фото: Олег Метлин, Татьяна Иванченко