Фестиваль проходил с сентября по декабрь 2024 года. Напомним, кинофестиваль приурочен ко дню памяти святого благоверного князя Михаила Тверского. В его программу входят показы российского игрового кино, документальных и короткометражных фильмов. Он проводится при поддержке министерства культуры РФ. С 2017 года кинофестиваль проходил в Тверской области, а в 2023 году он расширил свою географию. Теперь его зрителями стали и жители ЛНР, ДНР и Запорожской области.
По отзывам посетителей фестиваля, на большом экране они смогли увидеть интересные качественные фильмы, отличающиеся от того, что идет в широком прокате.
Завершала фестивальную игровую программу комедия «Анна и Вано. Ванна и вино». Режиссер Алекс Некто представил историю молодого парня Вано – Иванушки-дурочка с кавказским акцентом. «Ты же грузин!» – не раз напоминают ему в фильме. Но он уточняет: «Только наполовину, по отцу». Вано с детства живет в Москве и забыл о своих корнях. Эта половинность чувствуется в его жизни во всем – неудачи преследуют, есть квартира, но в залоге и ее отбирает банк, есть друг, но который все время подставляет, появилась тонна винограда с родового виноградника (Вано — потомок знаменитой династии грузинских виноделов), но он не знает, что с ним делать. Но что у него постоянно при нем – это необыкновенная легкость характера. Спотыкаясь, он тут же подпрыгивает, делает очередные глупости, напевая удивительную грузинскую песню, не держит зла, прощает обидчиков, влюбляется, но не сразу понимает, в кого.
При том, что в фильме реалии сегодняшнего дня – кредиты, коллекторы, бизнес, он получился очень добрым, душевным, светлым, послевкусием напоминающим советские комедии. Так сказали зрители после просмотра во время общения с режиссером и продюсерами фильма и фестиваля. Алекс Некто обрадовался: «Как здорово, что вы это уловили. Я хотел указать жанр «лирическая комедия», в духе Данелия, но мне сказали: ты что? Это старомодно». Режиссер отметил, что тверская публика очень классно реагировала на фильм, смеялась на все заложенные в нем шутки.
Фильм вырос из студенческого короткого метра, дипломной работы во ВГИКе, которая собрала призы «За лучший фильм» и «За лучшую режиссуру» на российских и международных фестивалях. Для многих он стал дебютным – для режиссера, который впервые создал полнометражное кино, для исполнителей главных ролей Георгия Перадзе и Алёны Муратовой. Их дуэт получился очень гармоничным, искренним, певучим. Легкий акцент Гии и милая картавость Алены добавили особого шарма.
По сути своей созданный творческий продукт – некоммерческий. Зрителями было отмечено: это концептуальное кино, эксклюзив. Оно прошло в кинотеатрах, но не очень шумно. Залим Мирзоев, заслуженный артист РФ, член жюри фестиваля изрек пророчество: «Вот увидите, этот фильм без всякой рекламы наберет своего зрителя в интернете. Вы подарили чудо. Дали почувствовать счастье. Которое всегда нужно выстрадать. Но лучше, как ваш герой, не падая духом. Особенно сейчас это нужно людям». И зрители подтвердили, благодаря за такую чудесную сказку, герой которой – очень обаятельный, но такой легкомысленный. «Мы назвали Гию Перадзе «грузинский Пьер Ришар», – сказал Алекс Некто. На вопросы публики он ответил, что грузинская тема пришла как-то сама собой, у него много друзей с Кавказа и Закавказья. Съемки «Грузии» в связи с геополитическими обстоятельствами велись в Дагестане, но как признали сами грузины-зрители, получилось все правдоподобно.
На встрече были раскрыты еще некоторые секреты съемок. Например, много опасений вызывал осел. Именно он, запряженный в кибитку, разгуливает по Москве с тонной винограда. Знатоки пугали – снимать осла практически невозможно, самое упрямое животное, есть только один подходящий, живущий в Белоруссии. Но от такого «золотого» осла пришлось отказаться. Потом нашли подходящую кандидатуру в цирке, однако там возмутились – наша девочка (это оказалась ослица) не будет играть осла! И взяли совершенно обыкновенного Степу, пару недель его потренировали, впрягли, удивленного, в телегу – и все прошло замечательно. «Он нам ничего плохого за время съемок не сделал, чего не скажешь о собачке», – констатировал режиссер.
Но тайны были раскрыты не все. Главным героем фильма также является вино. Оно живое, с ним нужно говорить, нельзя оставлять одного, оно бурлит-ругается, обижается, удовлетворенно булькает, если чувствует рядом любовь. Настоящую. Вино волшебное, от него даже головорезы и подлецы становятся романтиками и поэтами, в них просыпается совесть. Но какой прототип у этого вина, создатели фильма не ответили. Секрет, мол.
Отдельное спасибо от зрителей было сказано по поводу грузинской песни «Страна цветов» – музыкального лейтмотива. Кто-то узнал ее, созданную в 50-е и исполняемую многими, в том числе Вахтангом Кикабидзе. По замыслу нужно было найти подходящую песню, которую сочинил дедушка главного героя. И тут – чудо, по-другому не скажешь: утвержденный на роль Вано Гия Перадзе предлагает послушать песню его родного дедушки Бидзина Перадзе. Ту самую «Страну цветов». Лучше не придумать.
Такая душевная невинная комедия о вине и любви стала финальным аккордом фестиваля «Русское сердце». А кто станет лучшим по мнению жюри, узнаем сегодня вечером.
Вход свободный.
Возрастное ограничение: 6+.
Татьяна Иванченко, фото Владимира Карташова