



Александр Вампилов в советское время был не самым любимым драматургом у советских режиссеров, а при жизни (Вампилов трагически погиб в 1972 году, утонул в Байкале) – так и, можно сказать, далеко не самым успешным. При жизни коллеги не оценили его драматургию по достоинству. По словам актёра Николая Чиндяйкина, «не только чиновники не видели, что это великая драматургия, мы тоже не видели. Не вчитывались, не осознавали, не понимали». Вампилова поняли, но очень поздно. Сегодня считается банальным утверждением, что именно этому парню из сибирской глубинки волшебным образом удалось соединить советскую драматургию с чеховской традицией. Это когда люди сидят на веранде, пьют чай, а в эту минуту их жизни непоправимо меняются. Так и в «Старшем сыне»: герои смеются, моют полы, выпивают, признаются в любви, а где-то в это время скрежещут ржавые шестерни, перемалывающие их судьбы…
Сейчас Вампилову ставят памятники, называют в его честь театры, школы и корабли, в Иркутске, где жил драматург, есть идея создания «вампиловской аллеи влюбленных» с фигурами персонажей из его пьес, недавно открылся памятник Вампилову рядом с московским Театром Табакова. Но это все – постзнание, при жизни Вампилова «не понимали».
Возвращение Вампилова состоялось, как это нередко случается, благодаря киноэкрану. В 1977 году вышел телефильм «Старший сын» с прекрасным актерским ансамблем – Евгений Леонов, молодые Николай Караченцов и Михаил Боярский, Светлана Крючкова Конкурировать с этим шедевром Виталия Мельникова невероятно сложная задача для всех последующих постановщиков. И тем не менее «Старший сын» - одна из самых часто ставящихся вампиловских пьес. Только за последний пару лет ее воплотили в Губернском театре, Театре Эстрады, театрах Казани, Омска, Хабаровска… И вот пришла очередь Твери.
Сюжет пьесы для молодого зрителя покажется странным. Двое оболтусов оказываются поздним осенним вечером в незнакомом городе, из которого нельзя выбраться (опоздали на последнюю электричку). Они замерзли, им хочется есть и спать. Они робко пытаются напроситься на ночлег, получая отказы. А потом случайно становятся свидетелями разговора, из которого узнают о семейной тайне некоего Андрея Григорьевича Сарафанова, пожилого жильца дома. И постучавшись в квартиру Сарафановых, один из парней, Владимир Бусыгин, выдает себя за старшего сына Сарафанова. И обретают приют, ночлег, и – совершенно неожиданно для себя – пылкую любовь пожилого Сарафанова, который сразу и безоговорочно признает в Бусыгине своего старшего сына! Однако после этого мимолетное приключение, начавшееся с такой же мимолетной лжи, все глубже затягивает Владимира Бусыгина – парня, в общем, хорошего, неподлого, который при этом не находит в себе сил признаться в обмане. Кто-то видит в этой истории трактовку библейской притчи о блудном сыне, кто-то – назидательную новеллу на тему «как нехорошо врать», кто-то – историю о неудачнике, которого только ложь «старшего сына» заставляет почувствовать себя счастливым. В любом случае, как и всякое великое произведение, «Старший сын» имеет массу проекций, толкований, смыслов и интерпретаций.
Режиссер Егор Чернышов выбрал, можно сказать, самую традиционную трактовку: его версия «Старшего сына» почти не расходится с первоисточником, это честная, нормальная, лишенная всяких постмодернистских подмигиваний и ужимок история о том, как один человек сказал неправду и что из этого получилось. Отличный выбор на главные роли Геннадия Бабинова (Владимир Бусыгин) и народного артиста России Владимира Чернышова (Сарафанов). Чернышов играет Сарафанова как такого романтика, доброго и беззащитного человека, почти блаженного. Геннадий Бабинов добавил к своим героям еще один запоминающийся образ нашего, можно сказать, современника – после ролей Служкина в «Географ глобус пропил» и Артема в «Весах». Замечательный образ соседки Сарафановых Макарской создала Екатерина Юркова (Бабинова) – такая «женщина с прошлым», одновременно циничная и невысокого мнения о мужчинах (секретарь в суде, «у нас из каждых трех дел два – о разводе») и вместе с тем с твердыми моральными принципами. Кстати, Екатерина Бабинова играла премьеру в день своего рождения – так что присоединяемся к поздравлениям, и сыграла она в свой день замечательно.
Из других актерских работ мне запомнилась роль Михаила Кудимова, которую отлично исполнил Никита Березкин. Он появляется в пьесе почти под конец, причем ненадолго, минут на 20, но образ самовлюбленного, лишенного всякой эмпатии «рубахи-парня» получился весьма объемным.
В целом «Старший сын» оставляет хорошее впечатление. Это спектакль с предельно аскетичной сценографией, с «осовремененным» музыкальным оформлением – молодым зрителям будет интересно узнать в коротких проигрышах, озвучивающих действие, мелодии из репертуара Nirvana и Rammstein (кстати, автором музыкального оформления тоже стал Егор Чернышов). Это не просто цельная режиссерская и актерская работа, но и важный разговор о дружбе и правде, доверчивости и эмпатии, бескорыстии и соперничестве.
Владислав Толстов
Фото: Тверской академический театр драмы (официальный сайт)
8°C





