В Тверь Екатерина приезжает в рамках просветительского проекта «Шедевры мировой классической гитары – детям!» Его автор, неутомимый пропагандист этого струнного инструмента, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, лауреат премии Минкультуры РФ Елена Виноградова регулярно организует приезд в Тверь звезд гитарного искусства. Они проводят концерты, мастер-классы, общаются со зрителями, педагогами и юными исполнителями.
Тверь – один из пунктов концертной биографии Екатерины Пушкаренко. Она активно выступает в нашей стране и за рубежом, дает мастер-классы в России, Китае, Таиланде, Южной Корее, является членом жюри международных конкурсов и фестивалей.
Перед очередным приездом в Верхневолжье Екатерина Пушкаренко откровенно рассказала порталу «Вся Тверь», как стала признанным мастером игры на гитаре после вердикта учителя фортепиано: «нет музыкальных данных», по какой уникальной методике осваивала струнный инструмент, в чем разница между российской, китайской и корейской публикой и зачем признанному исполнителю быть педагогом.
Небольшое досье
Екатерина Пушкаренко родилась 30 сентября 1984 года в Иркутске. Музыкой начала заниматься с 6 лет под руководством своего отца Анатолия Пушкаренко, преподавателя Иркутского музыкального училища, автора «Прогрессивной школы игры на классической гитаре». В 10 лет состоялся первый сольный концерт Екатерины на сцене Иркутской филармонии. Затем последовал ряд побед на городских, областных и Всероссийских конкурсах. Уже тогда музыканты и критики отмечали особую музыкальную одаренность и артистизм совсем юного исполнителя. В 1995-1997 г. Екатерина трижды побеждала на конкурсах на соискание стипендий Иркутской мэрии.
В 2000 году окончила Музыкальный колледж при Челябинском институте музыки им. П.И. Чайковского, в 2003-м – музыкальное училище им. Гнесиных в Москве, в 2009-м – Государственную классическую академию им. Маймонида. В период обучения Екатерина брала мастер-классы у известных гитаристов: Фабио Занона (Англия), Адреаса фон Вангенхайма (Германия), Карло Маркионе (Италия), Йорама Зербиба (Израиль). Являлась стипендиатом Международной благотворительной программы «Новые имена».
Уже 20 лет Екатерина Пушкаренко преподает в детской музыкальной школе имени Г. В. Свиридова. Среди ее учеников есть лауреаты Всероссийских и международных конкурсов гитаристов.
В январе 2013 года вышел в свет первый сольный DVD Екатерины Пушкаренко, записанный в Южной Корее. Кроме сольных выступлений, выступает в дуэте гитар с братом – лауреатом международных конкурсов Евгением Пушкаренко. Выступления музыкантов транслировались на радио России, телеканалу «Культура».
– Екатерина, гитару в Ваши руки вложил отец, автор «Прогрессивной школы игры на классической гитаре». Роман с музыкой сложился сразу?
– Я начала заниматься музыкой очень рано. Мне было 5 лет, когда отец привел меня в музыкальную школу в класс фортепиано и передал в руки преподавателя. Надо сказать, что мне не очень повезло с ним, педагог не пытался привить любовь к музыке, да и я была, возможно, слишком маленькая, чтобы воспринимать всё, что от меня требовали. В любом случае я очень благодарна за то, что через год меня вернули отцу со словами: «нет музыкальных данных». И ему ничего не оставалось делать, как начать учить меня играть на гитаре. Предварительно сказал: «Если уж и этот инструмент не пойдет, тогда как мама будешь филологом». В общем, в самом раннем детстве выбор у меня все же был, хоть и небольшой.
– Мы видим, что инструмент «пошёл» под руководством отца. Что прогрессивного в его подходе к обучению и насколько Вы используете его методы?
– Да, в гитару я сразу влюбилась, все легко давалось и получались. Отец много преподавал и выступал с разными коллективами, но все же находил время, чтобы позаниматься со мной и братом. Огромное значение он уделял работе правой руки без левой. Мы играли пьесы и упражнения, написанные им только для правой руки. Это он делал для того, чтобы, когда включится левая рука, уже не думать о правой, чтобы была свобода и независимость всех пальцев.
Далее школа игры строилась так, чтобы ученики быстро могли выучить ноты на грифе и поиграть пьесы на разные виды техники сразу на начальном этапе. Каждый новый урок был на новый прижатый звук на грифе. Таким образом пьесы и упражнения игрались с использованием только пройденных нот.
Помимо этого, мы играли гаммы всеми вариантами аппликатуры для правой руки, это очень полезно для развития техники. Помню как-то одно лето у нас с братом ушло на изучение всех гамм в аппликатуре Андерса Сеговии во всех тональностях. Мы их сдавали отцу. Полезное занятие для развития слуха, хоть и немного нудное. В пьесах, написанных для гитары, используют как правило несколько ходовых тональностей, удобных для гитары. Есть, конечно, исключения – циклы прелюдий и фуг Никиты Кошкина, Игоря Рехина.
Огромное значение отец уделял технике. Уже в 11 летнем возрасте я исполняла на конкурсе в Воронеже сложнейшую программу, включающую фугу Баха из первой скрипичной сонаты.
Музыкальное развитие немного отставало от технического. Чтобы это восполнить, я много слушала музыки, в том числе оперной и фортепианной, ведь музыкант учится ушами.
– На сколько процентов вы педагог, методист, исполнитель? Могли бы отказаться от какого-то из этих направлений, если для другого нужно будет больше времени?
– Я не знаю практически ни одного музыканта из моего круга, который в той или иной степени не занимался бы преподавательской деятельностью. При этом все они являются первоклассными исполнителями с огромным количеством концертов и гастролей. Думаю, что обе эти деятельности тесно связаны между собой. Ведь много выступлений, участие в жюри, мастер-классы вращаются именно вокруг учебных заведений. А организаторам интересно пригласить преподавателя или профессора из академии, института или колледжа, чтобы он не только сыграл концерт, но и поделился своим педагогическим опытом. Работая со студентами, ты изучаешь новый репертуар и тоже развиваешься как исполнитель и растешь как преподаватель.
Мне интересны обе эти сферы деятельности в равной степени. Мне также доставляет удовольствие заниматься с детьми, которые приезжают ко мне домой дополнительно для подготовки к конкурсам. Особенно отрадно, когда они занимают призовые места (правда, под фамилией своего педагога, тут я работаю как серый кардинал). Я помогаю им стать музыкантами и вижу их творческий рост и умение учится, и это главное для меня.
Как методист, я уже давно читаю лекции на курсах повышения квалификации преподавателей в Москве и Подмосковье, и на гитарных школах нашей страны. Очень интересно всегда делиться опытом и общаться с коллегами. В планах – сделать небольшую видео школу и лекции на рутубе по животрепещущим темам.
Пока я везде успеваю, поэтому не имеет смысла отказываться от чего-то в пользу другого. Сейчас я отправилась в Калининград, где у меня 14 ноября – сольный концерт в филармонии, 15 ноября – мастер-классы со студентами. Оба эти мероприятия для меня одинаково важны и интересны.
– Как член жюри конкурсов, что скажете о современных исполнителях?
– Классическая гитара неустанно развивается. Когда я работаю в жюри конкурсов, то всегда удивляюсь, сколько у нас талантливых детей и какие сложнейшие программы они играют для своих лет. Очень интересно из конкурса в конкурс наблюдать за их ростом. Не страшно за будущее классической гитары в нашей стране. Для меня, как члена жюри всегда интересно найти участника конкурса, который играет не как ученик, а как артист и музыкант.
– Вы много гастролируете. Поделитесь своими наблюдениями над публикой. Слушатель российский и заграничный – есть ли разница? В какой другой стране Вам наиболее комфортно выступать?
– Разница есть. В допандемические времена я много гастролировала по странам Азии. Это были Китай, Вьетнам, Тайланд, Южная Корея.
В Китае очень шумная публика. Во время концерта они подходили к сцене и фотографировали меня со вспышкой, шептались, звонили телефоны. Перед выступлением у меня долго брали интервью. На одном из концертов над головой у меня летала телевизионная камера, но тут я уже возмутилась по-английски. Меня долго пытался понять оператор, что именно не устраивает, в итоге пришлось звать переводчика на сцену – играть я не могла с летающей камерой перед глазами. На одном из концертов умудрились во время антракта сделать мастер-класс на сцене, и узнала я об этом только когда закончила первое отделение. После концерта всегда очередь за дисками, автографами и фото. В Китае очень любят фотографироваться, и это долгий процесс.
В Южной Корее я была раз десять, наверное, с концертами, в том числе и на известных гитарных фестивалях. Один раз в городе Дайджеон я играла концерт по отделению с Марчином Дыллой из Польши. Там что-то напутали с датой, и мне по ошибке купили билет на день позже. Так получилось, что я прилетела за 4 часа до моего концерта. Еще и бессонная ночь в самолете. Когда меня привезли в отель, был всего час времени: либо позаниматься, либо поспать. Я выбрала второе и подскочила по будильнику в полностью разбитом состоянии. Естественно, я сказала организатору, что очень плохо себя чувствую и хочу спать. На что он ответил: «Не волнуйся, есть один секрет», – и протянул мне небольшую баночку с зельем, предложив выпить. Я поинтересовалась, нет ли запрещенных веществ там? Нет, это только женьшень с какой-то еще травой. Так вот эта бутылочка сотворила чудо, после третьего глотка силы полностью вернулись ко мне, и мои глаза загорелись с неистовой силой. Я хотела прямо сразу выбежать на сцену и играть. Концерт прошел на ура. Публика была искушенная и слушала с интересом, было очень тихо. В Корее не принято объявлять произведения, все смотрят в программки, которые есть у каждого из слушателей. После концерта снова выстроилась очередь за автографами и дисками.
Во Вьетнаме все происходит неспешно. Концерт на фестивале могут задержать на полчаса, и это для них нормально. К этому надо быть готовым и не волноваться.
Самая моя любимая публика – это наши слушатели. Я очень люблю выступать в разных городах нашей необъятной страны от Калининграда до Сахалина. И везде это теплый прием. И я вижу, что наши люди чувствуют и понимают музыку.
– Вы сказали: «Не страшно за будущее классической гитары в нашей стране». По Вашему мнению, нуждается ли этот инструмент в популяризации? И насколько, в связи с этим, актуален тверской проект?
– Безусловно нуждается. То, что делают организаторы фестивалей, концертов, гитарных школ, конкурсов, заслуживает огромного уважения. Благодаря этому мы находим новые звездочки на гитарном небосводе. Люди приходят на концерты и узнают, что такое классическая гитара. А это целый удивительный мир. Елена Виноградова делает большое и важное дело для развития и популяризации гитары в Твери. Огромное ей спасибо за это!
Просветительские музыкальные, образовательные и социальные проекты «Шедевры мировой классической гитары-детям!», «АРТ Азбука», «Радуга доброты» – очень важные и нужные. В прошлом году я была членом жюри V Тверского открытого конкурса-фестиваля «Волшебные звуки гитары 2024». Остались очень приятные впечатления. И сейчас с нетерпением жду встречи с тверской публикой.
– А тверская публика ждет встречи с Вами, Екатерина! Спасибо Вам за искренний разговор и за искусство, которые Вы дарите нам.
В рамках проекта «Шедевры мировой классической гитары-детям!» концерт и мастер-класс Екатерины Пушкаренко «Гитарная фиеста» пройдет 23 ноября в 16.00.
В программе прозвучат:
Августин Барриос /1885-1944 Парагвай/, Франсиско Таррега /1852-1909 Испания/, Мауро Джулиани /1781-1829 Италия/, Эйтор Вилла-Лобос /1887-1959 Бразилия/, Астор Пьяццолла /1921-1992 Аргентина/
Адрес проведения: фотомузей «Искра» (ул. Новоторжская,12А)
Возрастное ограничение: 6+.
Татьяна Иванченко. Фото из личного архива Екатерины Пушкаренко