
8 февраля камерная музыкальная встреча прошла в фотомузее «Искра» в рамках проекта «Шедевры мировой классической гитары-детям!». Елена Виноградова, автор проекта, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, лауреат премии Минкультуры РФ, преподаватель детской школы искусств им. В.В. Андреева, тепло представила своего друга – именитого гостя Владислава Домогацкого («Вся Тверь» писала о музыканте – лауреате Премии Президента РФ, пятнадцати всероссийских и международных конкурсов. Он не первый раз в столице Верхневолжья по приглашению проекта, давал концерты и мастер-классы юным гитаристам, делился секретами исполнения на гитаре, которой он виртуозно владеет. И очередной концерт «О гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов…» (строка принадлежит Федерико Гарсиа Лорке) дал возможность в этом убедиться.
В программе прозвучали «Фальшивое танго» Роланда Дьенса, «Астурия» Исаака Альбениса из Испанской сюиты №1 для фортепиано (гитара справилась великолепно), «Пассакалия» Георга Фридриха Генделя, «Блестящее рондо» Дионисио Агуадо, «Собор» Августина Барриоса.

А далее был неожиданный поворот в концерте. Причем, для самого Владислава Домогацкого тоже. Он признался: в его репертуаре, так получилось, нет произведений отечественных авторов. Елена Виноградова по-дружески, но очень твердо попросила внести таковые в программу. И получился такой сюрприз-эксперимент, – попурри на хиты русско-советской эстрады. «Это музыка страны, которой уже нет. Надеюсь, вы почувствуете ностальгию. Для меня это необычный формат, я его никогда не исполнял на академической сцене», – уточнил Владислав. Прозвучавшие далее отрывки рождали у взрослых слушателей воспоминания: колокольчик, клен ты мой опавший, заводская проходная, цветущий в акциях город, ты меня на рассвете разбудишь… «Очень хотелось петь», – призналась одна из зрительниц. Но аудитория воспитанная, сдержалась.
В завершении были представлены авторские аранжировки. Полька «С шиком» Эдуарда Штрауса – тоже эксперимент, адаптация музыки, предназначенной для симфонического оркестра, под одну гитару. Добавила веселья неаполитанская песенка «Фуникули фуникуля», которую пели многие звёзды (от Марио Ланца и Лучано Паваротти до Муслима Магомаева). А написана она под впечатлением от первого в мире фуникулёра на склоне действующего вулкана – Везувия. Эстаферу приняла простая песенка «За два сольди». Владислав вспомнил про нее, посмотрев фильм «Ликвидация». В нем ее трактовали то как песню о женщинах легкого поведения, то как песню итальянских партизан. А на самом деле, уточнил Владислав, она ни о чем и обо всем – о солнышке, о луже, о запахе кофе.
Завершила концерт «Арагонская хота» Таррега, которая, по замечанию исполнителя, каждый раз звучит по-новому. Часть ее была исполнена одной левой.

«Вся Тверь», являющаяся информационным партнером проекта «Шедевры мировой классической гитары-детям!», пообщалась с гостем после концерта. Мы поблагодарили за мастерство, за искренность и гармоничность. Слушать музыку и наблюдать сам процесс игры было истинным наслаждением. На наше наблюдение: «Такое ощущение, что ваша гитара сама поет, настолько легко вы ее касаетесь. Она ведет с вами разговор», – Владислав предложил дать его инструмент другому, и станет понятно, насколько он самостоятелен.
Перед исполнением шедевра Августина Барриоса «Собор», который имеется в репертуаре как начинающих, так и знаменитых гитаристов, Владислав поделился, чем для него наполнены все три части произведения, какую картину передают (плач у гроба близкого человека, траурное шествие и полет души). «Каждый исполнитель дает свое прочтение». Мы поинтересовались, в каждом ли произведении исполнитель видит картину, о которой говорит музыка. «Нет, не обязательно. Здесь сложилось так. И это добавляет эмоции».
Елена Виноградова подчеркнула: чтобы столько выражать в музыке, нужно не просто долго учиться (за плечами Домогацкого – 20 лет), но и очень много теплого, настоящего иметь внутри. У Владислава это есть.
Гость отметил: здорово, что в Верхневолжье есть такой проект, который открывает тверичанам все многообразие гитары, влюбляет их в музыку.
Татьяна Иванченко
Фото: Владимир Карташов