Сам путь к Новой сцене для гостей, приглашенных на предпремьерный показ, был весьма тернист и захватывающ был – здесь нужно было преодолеть хитросплетенные коридоры и лестничные пролеты (кто так строит, вспоминается), вовремя успеть пригнуться, на ходу заглянуть в закулисье, а главное – запомнить дорогу обратно. Для долгожданных зрителей же путь в новое пространство будет комфортным. Их встретит зал – небольшой по вместимости. И там как на ладони не только актеры, но и зрители. Нужно быть готовым – в твои глаза постоянно будут заглядывать.
Для Евгения Кочеткова – главного режиссера Рязанского театра драмы, такой спектакль-сторителлинг не первый. Чего не скажешь про тверских артистов. Здороваясь с залом, отдельно отмечая знакомых, участники спектакля вступают в разговор со зрителями, закидывают вопросами типа «Вы знаете, что такое сторителлинг?». После чего Тарас Кузьмин честно признался: «Мы не очень». Тут же рассказал, что английский в свое время в школе изучал с азербайджанским акцентом, но перевести это иностранное слово в состоянии. «Модный ныне жанр наконец-то добрался и до Тверского театра драмы».
Вы думаете, это разминка перед спектаклем? Нет, это уже он сам. Ведь «сторителлинг» – это «искусство рассказывания истории». Нам и рассказывают Тарас Кузьмин, Геннадий Бабинов, Дарья Осташевская, а Никита Берёзкин и Константин Василенко аккомпанируют этому повествованию. Да, с самого начала предупреждают: мы вам говорим, а вы уж сами рисуйте на своем внутреннем экране героев, Гоголя, взаимодействуйте с ними. За нос только сильно Николая Васильевича не тяните, а то он оторвется и пойдет гулять сам по себе.
Нужно отметить, речь во время спектакля идет не только о «Портрете» Гоголя, хорошо известном. На фоне фантастической (?) питерской истории возникают современные сюжеты о нас с вами в целом и конкретных артистах в частности. Вот, пришел начинающий художник Андрей Чартков в картинную лавку. А чтобы зритель это лучше увидел на своем экране, нам поясняют: ну, это что-то вроде соцсети – ходишь по ней, картинки, аватарки рассматриваешь, лайкаешь. Короче, купил Чартков на последние деньги портрет и думает: оно мне надо? Кузьмин, в тот момент изображающий недоумевающего персонажа (его образ подхватывает то один, то другой артист), спрашивает: «Вы знаете, что такое купить на последние деньги». И тут Геннадий Бабинов вспоминает историю из своей жизни, как они с женой на последние два полтинника купили двух карасей – самых вкусных в их жизни. Рассказывает подробно, в лицах. Вроде к делу не относится такое длинное лирическое отступление. Ан нет, каждое слово в строку. Да еще эти караси потом периодически всплывают уже в гоголевском сюжете.
И зритель не только наблюдает это общение исполнителей, которые спрашивают, вспоминают, успокаивают, объясняют, пытаются разобраться и вывести мораль. Он постоянно оказывается замешанным в диалог – ему кивают, подмигивают, пристально рассматривают лицо, глядят прямо в глаза. Порою – очень смешно. Страшная повесть Николая Васильевича о человеке с мертвецом внутри не пугает в таком контексте. Но задуматься заставляет.
Колорита действию добавляет стильное оформление в желто-черных тонах. Все очень лаконично, не отвлекает внимания от рассказа. Костюмы, обстановка, 3D-проекции на экран, где с узнаваемыми портретами происходят метаморфозы, а глаза-то у них живые, моргают. Над этим трудились художник-постановщик Николай Юдин, художник по костюмам Александра Тикунова, видеомаппинг – Дмитрий Мартынов.
Вот такой сторителлинг, в котором и Гоголь, и соцсети. И жутковатая песня «У тебя такие глаза, Будто в каждом по два зрачка», и волшебная «Я сам себе и небо и луна, Голая, довольная луна, Долгая дорога бескайфовая» в исполнении Дарьи Осташевской. Майя Кристалинская и «АукцЫон» вообще не угадываются, но по-новому – тоже кайфово. И Андрей Дементьев тут же, который говорил и нам, и Чарткову: «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку», и уже только нам: «Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы».
Собственно, на этом комплементе зрителям все и завершается. Может, не все, сидящие в зале, были гениальны, но талантливы однозначно.
Спектакль «Портрет» состоится 25 сентября, 4, 25 и 27 октября.
Возрастное ограничение: 12+.
Татьяна Иванченко
Фото: Владимир Карташов