Когда я смотрю на работы художницы Киры Петушковой, мне чудится, что это не столько картины, сколько некий полет. Подобный тому, который организовал Илон Маск – запустил в космос сверкающий автомобиль, в водительском кресле которого сидит и поет манекен Дэвида Боуи. Лимузин стремится в неведомые дали, а вокруг черное бесконечное пространство, звезды и музыка. Под впечатлением такого виденья я и начал разговор с Кирой Петушковой.

А что у нас в космосе?
- Кира, часто говорят, что вдохновение приходит к тому, кто много трудится. Это так?

- Рисую я нечасто, и многие задумки, бывает, забываются. Чтобы работать, мне нужно себя сконцентрировать, нужно, чтобы никаких бытовых дел у меня не было. И до времени творчества дел не было, и потом не было. Нужно, чтобы мысли были чистые, должно быть свободное время. А мысли зарождаются раньше: мелькают образы, возникают стилевые моменты. А потом, когда появляется свободное время, ты начинаешь это продумывать более детально. Настоящий художник должен работать каждый день, хотя бы для того, чтобы не потерять технику. У меня так не всегда получается. Я уволилась с работы даже, чтобы больше рисовать, но, увы, много времени уходит на бытовые дела.

- А что больше другого лично вас вдохновляет на творчество?

- Вдохновляет так или иначе увиденное и пережитое. В основном, это, конечно, путешествия. Каждая местность, каждый город по-своему неповторим, чем-то выделяется, запоминается и поражает. Эту неповторимость я и пытаюсь передать. Из всех своих путешествий я привожу впечатления, которые складываются потом в новые графические серии, а уже тема сама диктует технику для воплощения задуманного. Это или пастель, если хочется передать самобытность российской северной глубинки с характерным ей сдержанным серебристым колоритом, или монотипия, если темой будут руины или фактурные скалы.

- Рассказывают удивительную историю о том, как начал рисовать наш великий художник Илья Репин. Когда ему, тогда еще ребенку, дали краски, он с таким упоением принялся рисовать, что не мог от этого оторваться несколько суток. У него из носа пошла кровь, он тяжело заболел, но все равно тянулся к краскам. Это было чем-то вроде таинственного посвящения в художники. А как это происходило у вас?

- В детстве мама отвела меня в художественную школу имени Серова. Учиться мне нравилось, но серьезно продолжать свой путь в искусстве я не собиралась. И после окончания школы думала поступать в университет на эколога или вообще в медицинский институт. Но еще в художественной школе преподаватели советовали нам Венециановское училище. Я поступила и в 2000 году окончила Тверское художественное училище им. Венецианова по специальности «художник-дизайнер». Специализация: реклама в архитектурно-пространственной среде. Промышленная реклама и графика.


- У каждого художника есть излюбленные темы? Каковы они у вас?

- Частой темой моих работ являются заброшенные и разрушенные памятники архитектуры, как напоминание об их былой ценности и культурном величии. То немногое, что уцелело от беспощадного времени и событий изображено в сериях «Брошенный дом», «Речной вокзал», «Фрески Краснохолмского Антониева монастыря». Мои увлечения также находят отражение в творчестве. Например, мои занятия скалолазанием стали темой триптиха «Увлеченные скалами», выполненного в смешанной технике по воспоминаниям о поездке по Карельскому перешейку, где монолитность вечных скал я пыталась противопоставить сиюминутному спортивному азарту увлеченных людей.

- Сколько времени обычно уходит на процесс создания картины?

- Это зависит от техники. Если пастель, то очень быстро. А если это монотипия, если сложная техника, то могут уходить месяцы.


- Работы потом не отпускают, держат?

- Я не люблю возвращаться к уже сделанному. Иногда даже серию не дорисовываю. Есть работы, которые дали мне удовлетворение, но таких работ не много. Очень немного. И в основном, те, что были первыми, сделанными в этой технике.

- В каких техниках вам лучше работается, а какие не ваши?

- Я поздно стала работать с пастелью, но эта техника мне нравится, уголь - тоже. Акварель – не моя техника, маслом не рисовала с училища. В последнее время особенно увлечена монотипией.

- У техники основополагающая или же вспомогательная роль?

- Техника должна подчеркивать сюжет, раскрывать его, в моих работах она играет немаловажную роль. Раньше занималась также цифровой графикой. Она тем хороша для меня, что можно поработать, имея немного свободного времени и возможность возвращаться к работе бесконечное количество раз, додумывая ее по ходу, тогда как в технике монотипии все задуманное нужно воплощать сразу, переделать уже не получится.
- Что для вас искусство? Профессия, возможность отдохнуть, помечтать, отвлечься от повседневных забот или что-то другое?


- Искусство для меня не профессия, а скорее любимое хобби, ведь училась я на отделении дизайна, и все свои творческие амбиции и планы сначала связывала именно с развитием в этой области. Искусство – это возможность выйти за границы обыденности и повседневной рутины, ведь больше всего в нем я ценю уникальность созданного на бумаге или полотне мира, который художник пропустил через призму собственного видения.

- Какие художественные идеи вам наиболее близки?

- Мне в какой-то степени близки идеи модернизма: независимость искусства от действительности, моделирование своей реальности. Хотя я далеко и не ухожу от нее, но все же ищу свое отражение мира. Я пытаюсь создать свой уникальный стиль, экспериментируя с художественными материалами, техниками, фактурами. Смысл не точно передать увиденное, а с помощью стилизованных, сознательно упрощенных форм донести сюжетную линию и атмосферу места или события.
- Какие тверские художники вам особенно интересны?

- График Анисимов, если же говорить о живописи – Зыбин, конечно, мой учитель Людмила Георгиевна Юга. Особенно мне близки ее офорты еще советского периода, Сокуренко, Герасименко, работы одного из моих учителей Бориса Федорова, интересны многие работы Константина Федорова, Самойлова.

- А из известных во всем мире художников?

- Модернисты. Климт, его ученик Шиле, прерафаэлиты, импрессионисты, их эстетика, Эдуард Мане. Из русских – Серов, Коровин, Врубель. А вот, кто вдохновляет из графиков, даже не могу вспомнить. Не знаю, на кого опираюсь. Наверное, как Людмила Георгиевна толчок дала, так в том направлении и развиваюсь.

- Чем объясняется, что вы часто работаете в графических жанрах?

- Графикой начала увлекаться с подачи Людмилы Юга. И выставлять свои работы на выставках она меня практически заставила. Я очень самокритичный человек, и далеко не все свои работы считаю достойными быть увиденными зрителями. Так что знакомство с Людмилой Георгиевной стало в какой-то степени судьбоносным этапом в моей жизни. Я имела возможность продолжительное время сотрудничать с ней в издательстве, где под ее началом постигала искусство оформления книги, и мы вместе успешно выполнили множество интересных книжных проектов. Как художник она всегда направляла меня на творчество, помогала советами и не только, а также обучала технике офорта и монотипии. Но никогда не навязывала своего видения. Мои первые монотипии и офорты сделаны в ее мастерской с использованием офортного станка.

***
Недавно в стенах Тверской городской думы прошла выставка члена Союза художников России Киры Петушковой. Обсуждая в кулуарах представленные ею работы, один из экспертов сказал, что некоторые из них лишены сентиментальности, брутальны. Не думаю, что это точная или справедливая оценка. Может быть, секрет работ Петушковой в том, что в них больше пространства, чем это обычно бывает? Как в черном космосе, где летит лимузин, запущенный Илоном Маском в неведомые дали.

(Возрастное ограничение: 6+)

Евгений НОВИКОВ

Авторские статьи

Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»
20 апреля 2024 08:30

Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»

Профессия журналиста уже тем хороша, что время от времени дарит встречи с замечательными людьми. И встречи эти случаются по разным поводам. Так недавно в Москве состоялась презентация первого всероссийского альманаха «Педагогические династии России», в которой приняли участие педагоги из разных регионов страны. Наш тверской регион представляла учительская династия Тихомировых – Дмитриевых.
История кроется в мелочах. В Твери прошла встреча со столичными писательницами
9 апреля 2024 20:27

История кроется в мелочах. В Твери прошла встреча со столичными писательницами

Чем женская память отличается от мужской, какие детали она хранит, как в них отражается время и глобальные катаклизмы истории? Об этом и многом другом говорили в Твери 8 апреля на встрече с создателями сборника «Память женского рода» – авторами и журналистами из Москвы.
GURUDE покоряет сердца жителей Твери
1 апреля 2024 12:18

GURUDE покоряет сердца жителей Твери

Можно было долго искать подходящие слова, для того чтобы рассказать о концерте GURUDE в Театре кукол, но я нашел более просто решение. Заглянул в книгу отзывов.
В Твери открылась художественная выставка для искушенных зрителей
25 марта 2024 12:38

В Твери открылась художественная выставка для искушенных зрителей

Выставка, открывшаяся в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра на Советской, имеет довольно необычное название: «Монохром: белое, серое, черное».
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!